понедельник, 9 октября 2017 г.

"Золотая баба" в Тюмени

В нашей стране установлено огромное количество памятников, большинство из которых имеет глубокое символическое значение, зачастую незаметное и непонятное для глаз обывателей. "Ну памятник и памятник", - скажет случайный прохожий и сильно ошибётся.

В Тюмени есть "прекрасная" скульптурная композиция под названием "Мама". Памятник - лютая дрянь, но, между тем, крайне занятная. Мамочки в слезах умиления от увековечивания их героических заслуг вряд ли заметят суть. Вот как памятник выглядит:


Отца нет. Памятник изображает разделенную семью. Это ещё не всё, шабаш в самом разгаре, почитаем что пишет "Википедия":
Памятник маме

Памятник маме установлен в Тюмени в Центральном административном округе города на пересечении улиц Свердлова и Комсомольской в сквере неподалёку от часовни и перинатального центра.

История

Создание памятника было инициировано управой Центрального округа Тюмени. Средства на создание памятника были выделены городскими предприятиями и частными лицами. Автором памятника выступил скульптор Пётр Сергеевич Старченко. Изготовление памятника заняло 8,5 месяцев. 31 мая 2007 г. проект памятника был зарегистрирован и депонирован как результат интеллектуальной деятельности под названием «Материнство» в Российском авторском обществе.

Памятник был открыт 1 июня 2010 г., а его открытие приурочено к 60-летию Международного дня защиты детей. На торжественном открытии памятника присутствовали руководитель управы Центрального округа Тюмени Борисов В., председатель Благотворительного фонда развития Тюмени Барова В., председатель областного фонда «Милосердие» Алексеева В., а также врачи расположенных поблизости перинатального центра и инфекционной больницы. Из-за проливного дождя простых тюменцев на открытии памятника было мало. На церемонии открытия памятника, которую вела тюменский психолог руководитель «Тюменского центра психологии» Кабирова А., пели, танцевали и читали стихи тюменские многодетные мамы.

Бронзовый памятник изображает собой беременную женщину на позднем сроке, рядом с которой находятся дети. Изначально планировалось установить рядом и фигуру папы, но от этой идеи автор памятника отказался, тем не менее на руке женщины появилось обручальное кольцо.

На основании памятника, сзади, прикреплена табличка, где указаны предприятия и жители Тюмени, выступившие спонсорами, а также имя автора памятника. Ссылка.
Социальный аспект

- памятник установили по заказу властей, которые в добровольно-принудительном порядке предложили скинуться директорам местных предприятий. Те, естественно, скинулись. Предприятиям же деньги девать некуда, только дай скинуться на памятник. Уважаемые люди попросили, отказываться дороже;

- на открытие памятника сбежалась "вся тюменская рать" из местной власти, представителей всевозможных фондов и прочей "элиты", т.к. установка была инициирована, как говорится, "сверху". Естественно, не обошлось без песен и плясок под дождем, куда же без этого;

- памятник расположен поблизости от перинатального центра, или, по-старорежимному, роддома. Молодые мамы в состоянии измененного сознания на фоне буйства гормонов видят из окошка что? Правильно, выделяющуюся на общем фоне скульптурную композицию с матерью-одиночкой. Влияние на уровне образов, оседающих в подсознании: семья - мать и дети. Без мужа. Через три года на конвейер бракоразводного процесса, всё как положено;

- за памятником отчетливо видна детская площадка. Дети играют, веселятся, а рядом - памятник матери-одиночке. Большой, блестящий, заметный, постоянно в поле зрения. Раздражитель. Происходит так называемое "положительное подкрепление": изначально негативный образ-установка получает в игровой форме позитивно окрашенную эмоциональную привязку. В будущем эти дети подсознательно будут воспринимать как нечто отличное от нормы уже полную семью, а не мать-одиночку, что откровенно программирует результат. Попутно образ воздействует и на родителей, приведших на площадку детей. Всё как с рекламой.

Самое время вспомнить что вообще такое "памятник", цитата из Вики:
Па́мятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды.

Монуме́нт (лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») — значительный по размерам памятник искусственного происхождения.
Какую пропагандистскую нагрузку несет памятник мы более-менее разобрались, пора выяснить о чём он "напоминает".

Оккультный аспект

- памятник установлен неподалёку не только от роддома, но и часовни - христианского культового сооружения. В христианстве Бог - Отец. Если еще подробнее, то "Отец Небесный". Отсутствие Отца в скульптурной композиции сразу заиграло новыми красками;

- памятник подписан "Мама", что является отсылкой к культу Богини-Матери. У статуэток т.н. палеолитических "Венер", её изображающих, имеются общие черты: большие груди, бедра, живот. Ровно тот же самый комплект мы наблюдаем и у "нашего" памятника. Самый важный атрибут Богини-Матери — плодовитость. Что мы видим в скульптурной композиции? Три спиногрыза вокруг и четвертый в процессе производства. По нынешним меркам - крайне плодовито. Что характерно, без Отца;

- памятник выполнен из бронзы, но красивых переливов, характерных для изделий из этого прекрасного металла, мы в данном случае не наблюдаем, потому что он постфактум покрашен "золотой" краской. Красить бронзу - форменный идиотизм, с прицелом на покраску всегда используют более дешевые материалы: железо, бетон и т.д. Однако с внесенными изменениями скульптура стала изображать уже не просто женщину, а "Золотую Бабу". Статья на Вики для ознакомления: ссылка.

- помимо "Золотой Бабы" в композиции есть три ребенка: девочка, которая обнимает маму и льнет к ней, мальчик, который прячется в копне волос неестественной для людей густоты и длины, и мальчик, которого Мать держит. Последний то ли пытается сорвать, то ли втыкает в "землю" кусок арматуры с навершием, вроде как должным производить впечатление цветочка. В "цветочке" есть отверстие, куда вставляют цветы настоящие. Всё в совокупности образует... Факел. Дальше начинается такой мифологический ад, что как-нибудь потом и то вряд ли.


Золотая Баба



При сравнении изображений "Золотой бабы" на старых картах с памятником "Маме" сразу же бросается в глаза сходство: один из детей льнет к женщине, другой прячется за ней, у женщины имеются длинные и густые волосы, схожий постамент. Цвет на картах не отображен, но название идола более чем говорящее. Схожее описание дает Сигизмунд фон Герберштейн (1488-1566): "статуя в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук".

Теперь самая интересная находка:

Slata baba на карте Московии С. Герберштейна (1549 г)
На карте мы видим идол "Золотой Бабы", а чуть ниже расположен город Тюмень.

Эта карта, как и представленные выше, была составлена западными картографами, которые никогда не были в наших краях и не видели статую воочию. Вероятно, масса противоречий и расхождений вызвана именно этим. Описывается, что идол регулярно перемещался последователями культа, а по легендам мог делать это и самостоятельно. Предположительно, миграция "Золотой Бабы" началась где-то в районе Северо-Восточной Европы, а закончилась где-то в нижнем течении реки Обь. Занятно, что по мнению древних греков где-то в том же районе располагается вход в Тартар.

Вывод

На одном из финальных этапов изготовления рядового, ничем особо не примечательного памятника хренового качества, кем-то были внесены изменения, которые превратили его в оккультный идол: "удачно" разместили, оторвали фигуру отца, покрасили золотой краской и т.д. Лепить идол пришлось "из того что было", методом незначительных, но важных изменений, попутно сработав на подрыв семейных ценностей. Непричастные все равно ничего не поймут.

Проект явно не федерального значения, местечковый, иначе размах был бы иной. Вряд ли инициатором изменений выступал скульптор, т.к. они сильно противоречат изначальному замыслу и конфликтуют с тем, что он изначально уже успел сделать.

Получается, что культ "золотой бабы" на тюменской земле жив.

Комментариев нет:

Отправить комментарий